Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация

Вопросы организации работы по надзору за исполнением законодательства в сфере противодействия коррупции остаются приоритетными направлениями деятельности органов прокуратуры.
Работа в этой сфере осуществляется на основе анализа законности в соответствии с приказами Генерального прокурора Российской Федерации, планами работы Генеральной прокуратуры, прокуратуры округа, комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции.

В 2013 году прокуратурой округа правоохранительными и контролирующими органами на постоянной основе реализовывались мероприятия, направленные на обеспечение взаимодействия в сфере противодействия коррупции.
Взаимодействие заинтересованных ведомств в рассматриваемой сфере осуществлялось в рамках работы межведомственных рабочих групп по противодействию коррупции, других смежных межведомственных рабочих групп, в том числе группы по противодействию преступлениям в сфере экономики. При прокуратуре округа продолжает действовать Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса.

Анализ результатов работы органов прокуратуры, правоохранительных органов свидетельствует о том, что состояние законности на территории округа в обозначенной сфере в целом остается на прежнем уровне.

В 2013 году в ходе осуществления надзорной деятельности за соблюдением антикоррупционного законодательства на территории округа прокурорами выявлено 464 нарушения законов. В целях их устранения принесено 50 протестов, внесено 44 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 40 должностных лиц, к административной ответственности по постановлению прокурора привлечено 4 лица.

Из общее числа выявленных нарушений 20 % имели место в сфере оказания государственных и муниципальных услуг, 23 % - в сфере противодействия коррупции, 25% - в сфере государственной и муниципальной службы, 16 % - в сфере размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Выполненные в отчетном периоде организационные и практические мероприятия обеспечили эффективность общенадзорных проверок. По материалам прокурорских проверок возбуждено 6 уголовных дел коррупционной направленности.

Необходимо отметить, что работа прокуроров в 2013 году принесла желаемые результаты. Несмотря на то, что нарушения антикоррупционного законодательства продолжали выявляться, ряд из них носил единичный характер: все реже допускались факты сокрытия служащими своих доходов и имущества, незаконного осуществления иной оплачиваемой работы, прокуратура практически добилась исключения фактов участия служащих в коммерческих организациях.

В 2013 году выявлен только 1 подобный факт участия в органе управления двух открытых акционерных обществ главы района. По результатам принятых мер реагирования должностное лицо исключено из состава Совета директоров обществ.
В тоже время в сфере государственной и муниципальной службы число выявленных нарушений традиционно значительно, что было обусловлено и эффективностью принимаемых органами прокуратуры мер организационного характера.

В обязательном порядке в рамках прокурорских проверок в данной сфере давалась оценка соблюдения государственными и муниципальными служащими установленных запретов, ограничений и обязанностей, в ходе которых выявлены случаи: непредоставления государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставления ими неполных сведений (не указываются сведения о доходах, полученных по предыдущему месту работы, от иной оплачиваемой деятельности, от вкладов в банках, сведения об имуществе, находящимся в собственности и (или) пользовании); непредоставления таких сведений при трудоустройстве; проведения проверок представленных сведений при отсутствии законных оснований; отсутствия порядка проверки достоверности сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу и сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих; неуведомления о наличии конфликта интересов и неисполнения обязанности по его предотвращению.
Такие нарушения имели место, как на муниципальном уровне, так и в региональных и федеральных органах государственной власти. По данным фактам прокурорами внесено 14 представлений, из них 3 в территориальные подразделения ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Выявлялись случаи необоснованного проведения работодателем проверок полноты и достоверности представленных служащими сведений о доходах за 2011, 2012 годы.

За 2013 год прокурорами выявлено 3 факта несоблюдения требований законодательства Российской Федерации о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, 1- в органах местного самоуправления, 2 – в органах внутренних дел.

Как показала практика основными причинами выявления прокурорами на системной основе нарушений в сфере соблюдения служащими установленных законом ограничений и запретов, исполнение ими обязанностей объясняется и нежеланием служащих принять нововведения антикоррупционного законодательства, отсутствием профилактической работы кадровых подразделений органов власти, на что в обязательном порядке указывается во вносимых представлениях.

В целом в сфере исполнения законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе выявлено 118 нарушений, в связи с чем, опротестовано 6 правовых актов органов местного самоуправления, из которых 4 нормативно правовые, внесено 14 представлений, в суд направлено 1 заявление, в последующем добровольно удовлетворенное. В 2013 году по инициативе прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 12 должностных лиц. Эффективность внесенных представлений составила 86 %.
Отмечалась недостаточная работа органов власти и по выполнению задач, поставленных в Национальном плане противодействия коррупции.

В частности, не во всех районах на надлежащем уровне было организовано исполнение Планов по профилактике и противодействия коррупционным правонарушениям. Проведенный анализ результатов работы органов власти округа, допускаемых должностными лицами нарушений, показал, что зачастую такие планы не содержали достаточных мероприятий, отвечающих целям и задачам антикоррупционной политики, либо реализовывались не в полном объеме или несвоевременно. По требованию прокуроров в целях устранения подобных недостатков в них были внесены изменения.

Обращено внимание на своевременную реализацию органами государственной власти округа и местного самоуправления антикоррупционных мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Только после вмешательства прокуратуры приняты региональные и муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления сведений о доходах лицами, поступающими на должность руководителей государственных, муниципальных учреждений, руководителями данных учреждений, а также вопросы контроля расходов служащих.

В 2013 году прокуратурой продолжена работа по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Налажено взаимодействие с Чукотским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», осуществляющей независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов.

За 2013 г. на предмет наличия коррупциогенных факторов изучено 1892 НПА и 1501 их проект. При этом выявлено 44 нормативных правовых актов и 37 их проектов, которые содержали 55 и 59 соответственно коррупциогенных факторов.

В целях устранения из НПА и их проектов коррупциогенных факторов прокурорами принесен 41 протест, внесено 2 требования об исключении из НПА коррупциогенных факторов и 1 представление, направлено 37 информаций.

Результатом данной работы явилось исключение из 44 НПА и 32 их проектов 55 и 53 соответственно коррупциогенных факторов.
Обобщение показало, что в большинстве случаев основанием для прокурорского вмешательства явились допускаемые при принятии НПА нарушения, связанные с неполнотой административных процедур, с принятием НПА за пределами компетенции, выборочным изменением объема прав, а также с установлением обременительных, неопределенных, трудновыполнимых требований, предъявляемых к гражданам и организациям.

Как правило, такие нарушения имели место при принятии органами власти административных регламентов, определяющих порядок оказания муниципальных услуг гражданам.
Всего за 2013 год опротестованы 20 административных регламентов, в связи с наличием в них 28 коррупциогенных факторов. Все приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Проведенная в текущем году совместная работа с правоохранительными органами позволила достичь определенных положительных результатов. Так, на 50% (с 10 до 15) увеличилось число выявленных и поставленных на учет преступлений коррупционной направленности. По выявленным фактам органами расследования возбуждено 13 уголовных дел, в то время как в 2012 году данный показатель составил – 8 дел.

Относительно категории выявленных преступлений, то подавляющее большинство – это хищения, совершенные путем обмана или присвоения с использованием служебного положения. Так, по ч. 3 ст. 159 УК РФ возбуждено 3 уголовных дела, по ст. 291 УК РФ – 2, по ч. 3 ст. 160 УК РФ – 6, ч.1 ст. 201 УК РФ – 2.

По состоянию на 31.12.2013 органами следствия окончено производство по 8 уголовным делам рассматриваемой категории, из 18 находившихся в производстве, из которых 6 - направлены в суд, 2 - прекращены.

Судами округа за 2013 год рассмотрено 5 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 5 лиц. По ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 291 УК РФ осуждено 2 лица; ч. 3 ст. 160 УК РФ – 3 лица, из них 3 должностных и 2 гражданина (взяткодателя). Во всех случаях постановлены обвинительные приговоры.