Конституционный суд РФ защитил права индивидуальных предпринимателей

Конституционный Суд РФ принял решение по вопросу признания безработными граждан, являвшихся ранее индивидуальными предпринимателями.
Данному вопросу посвящено постановление Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 № 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского".
Конституционный Суд РФ запретил отказывать в признании безработными бывших индивидуальных предпринимателей, не представивших справку о среднем заработке по последнему месту работы, В соответствии с Законом о занятости населения решение о признании гражданина безработным принимается при представлении им наряду с прочими документами справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.
При этом суд пришел к выводу, что органы службы занятости не могут отказывать гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва, в признании безработными на том лишь основании, что ими не представлена данная справка.
В противном случае создавались бы препятствия для признания этих граждан безработными и реализации ими прав, гарантированных безработным в целях оказания помощи в трудоустройстве и социальной поддержки в период безработицы и как следствие нарушалось бы право граждан на защиту от безработицы, закрепленное Конституцией РФ.
От размера среднего заработка этих граждан по последнему месту работы не зависят ни допустимость предлагаемой им работы в качестве подходящей, ни размеры пособия по безработице и стипендии на период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
Следовательно, чтобы оказать данным гражданам содействие в подборе подходящей работы и назначить указанные выплаты, органам службы занятости не требуется обязательно устанавливать размер их среднего заработка по последнему месту работы.
Отсутствие сведений о размере среднего заработка этих граждан по последнему месту работы не должно служить препятствием и для предоставления им иных мер господдержки в области содействия занятости и защиты от безработицы, поскольку виды и объем этих мер не связан с размером среднего заработка лиц.