С 1 сентября 2011 года изменились правила проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Новые  правила введены  приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее - Приказ N 342н). И хотя радикальных изменений в самой процедуре аттестации не произошло, в документе содержится ряд поправок, которые могут быть интересны читателям.

Аттестация рабочих мест — одна из основных составляющих системы управления охраной труда в организации, представляющая собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 ТК РФ).

В свою очередь, под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а под рабочим местом — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Ее проведение позволяет решить проблемы установления для работника льгот и компенсаций, предусмотренных действующим трудовым законодательством РФ, помогает определить приоритеты деятельности в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда и создает условия для деятельности по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Если в результате аттестации будет установлено, что условия труда являются вредными или опасными и не соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда, то работодатель должен предоставить работникам дополнительные льготы и компенсации. В частности: установить сокращенную продолжительность рабочего времени и повышенный размер оплаты труда (ст. 92, 94, ст. 146 ТК РФ), предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 116 ТК РФ), обеспечить работников средствами индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ), выдавать им молоко и иное лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК РФ).

В соответствии со ст. 209 ТК РФ и п. 1 Приказа N 342н проведение аттестации рабочих мест обязательно как для организаций (независимо от их организационно-правовой формы), так и для индивидуальных предпринимателей. Обязанность по проведению аттестации рабочих мест лежит на руководителе организации (ст. 212 ТК РФ и п. 6 Приказа N 342н).

При этом, аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок начинает исчисляться с момента завершения проведения предыдущей аттестации. Установлен срок аттестации вновь созданных рабочих мест — они должны пройти аттестацию в течение 60 дней с момента их ввода в эксплуатацию (п. 8 Приказа N 342н).

В Приказе N 342н предусмотрены виды аттестации рабочих мест по условиям труда. В отличие от своего предшественника — Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» про повторную аттестацию в документе не упоминается. Зато установлена внеплановая аттестация и основания ее проведения. Внеплановая аттестация обязательна в следующих случаях (п.п. 47—48 Приказа N 342н):

— при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

— по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;

— по окончании мероприятий по улучшению условий труда или приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

— при замене производственного оборудования;

— при изменении технологического процесса;

— при изменении средств коллективной защиты.

 

Процедуру проведения аттестации условно можно подразделить на три этапа:

— подготовительный этап;

— непосредственно проведение аттестации;

— оформление результатов аттестации.

На первом, подготовительном этапе работодатель издает приказ о проведении аттестации рабочих мест с указанием сроков и графика работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с приказом создается аттестационная комиссия организации (п.п. 9—11 Приказа N 342н). В ее состав включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

Со стороны работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники (п. 10 Приказа N 342н).

При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включаются работодатель (его представитель), представители аттестующей организации, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

 

Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

В отличие от ранее действующего порядка проведения аттестации рабочих мест, теперь участие аттестующей организации обязательно. Напомним, что ранее работодатели могли выбирать: проводить ли им аттестацию полностью собственными силами или же привлекать аттестующую организацию.

Приказом N 342н впервые определены требования к аттестующей организации. Она должна быть аккредитована в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации. Помимо этого аттестующая организация должна быть независимой от работодателя, на рабочих местах которого будет проводиться аттестация.

Причем, работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации сразу несколько аттестующих организаций. В этом случае работа по аттестации между этими организациями может быть распределена по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, или по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

Одно из нововведений Приказа N 342н — положение о том, что аттестационная комиссия, созданная работодателем и функционирующая в соответствии с разделом II Порядка, вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса,  если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации. В случае принятия решения о непроведении измерений и оценок, условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда. (п. 5 Приказа N 342н)

С 1 сентября 2011 года результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации. Ранее говорилось лишь о пакете документов. К отчету прилагаются документы, перечисленные в п. 44 Приказа N 342н.

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.

В заключение нужно отметить, что поскольку обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда предусмотрена на законодательном уровне и закреплена в статье  209 Трудового кодекса  Российской Федерации, то за неисполнение этой обязанности организация или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда).

Согласно данной статье на руководителя организации может быть наложен штраф в размере от 1000 до 5000 рублей; а на саму организацию — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Индивидуальному предпринимателю грозит штраф в размере от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. За нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.