Защита потребителей микрофинансовых организаций

Федеральным законом № 554 от 27.12.2018 «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» окончательно закреплены нормы о защите потребителей микрофинансовых организаций с 2020 года.

Так, размер самой большой переплаты по кредиту снизился с 2,5-кратного от величины займа (с даты принятия закона) до 1,5-кратного на начало 2020 г.

Основной пункт системных изменений, благодаря которым проводится защита клиентов микрофинансовых организаций – ограничение стоимости займа, в которую входят: проценты по кредиту, штрафы, неустойки, пени, все платежи заемщика, предусмотренные договором. С 1 января 2020 г. совокупность всех вышеперечисленных сумм не должна быть выше 1,5-кратного размера от величины займа. Условие в обязательном порядке указывается на первой странице оформляемого кредитного договора.

Например, если физическое лицо обращается в микрофинансовую организацию за 10 тыс. руб., при любых вариантах развития событий, в общей сложности он не отдаст кредитору более 25 тыс. руб., даже если он задерживает выплаты, в том числе полностью игнорирует обязательства по договору.

Кроме ограничения по общей сумме, введены и лимиты возможной процентной ставки. Она не может превышать 1% в день, то есть 365% годовых.

Следует отметить, что правило действует не для всех кредитов, а только для займов, оформленных с 1 января 2020 г.; договоров сроком действия менее года.

Кроме этого, Федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» с начала 2020 г. введена процедура рассмотрения жалоб на действия микрофинансовых организаций финансовым уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг.

Однако в его компетенцию входит рассмотрение обращений в отношении финансовых организаций, включенных в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным, если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. руб., и если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

Обязательным предварительным действием заемщика остается претензионный порядок, то есть направление письменной жалобы в адрес микрофинансовой организации. Только в случае отказа удовлетворения требований или при отсутствии ответа в течение 30 дней, гражданин вправе обратиться к финансовому уполномоченному.

Срок рассмотрения обращения специалистом составляет 15 рабочих дней. Если заявитель не удовлетворен решением, то может обжаловать его в суде.