Более 200 нормативных правовых актов приведено в соответствие с законом по инициативе прокуроров в 2017 году

Более 200 нормативных правовых актов приведено в соответствие с законом по инициативе прокуроров в 2017 году

В ходе осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления в 2017 году прокурорами выявлено 216 нормативных правовых актов, противоречащих действующему законодательству.

Так, прокуратурой округа оспорен 31 нормативный правовой акт органов государственной власти округа, в том числе 2 Закона и 11 постановлений Губернатора и Правительства округа.

Например, постановлением регионального Правительства «Об определении на территории Чукотского автономного округа мест доставки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим прибрежное рыболовство, было предоставлено право на доставку уловов водных биологических ресурсов на территориях иных прибрежных субъектов Российской Федерации, в том числе в морские порты Российской Федерации.

Вместе с тем, данное положение в правовом акте было закреплено с превышением полномочий, предоставленных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

С целью устранения нарушений на противоречащий закону нормативный акт прокурор округа принес протест, который рассмотрен и удовлетворен. В постановление внесены соответствующие изменений.

На местном уровне прокуроры оспорили 185 муниципальных нормативных правовых актов, включая 19 уставов муниципальных образований.

Здесь наиболее часто нарушения допускались в сферах бюджетного, градостроительного законодательства, законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности и законодательства о порядке оказания муниципальных услуг.

Например, прокуратура Чаунского района выявила противоречащие закону положения в Порядке начисления, взимания и расходования платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях городского округа Певек.

В частности, вопреки требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в перечень категорий несовершеннолетних, за содержание которых не взимается родительская плата, не были включены дети-инвалиды.

По результатам рассмотрения принесенного прокурором района протеста в правовой акт внесены изменения.

С целью исключения случаев принятых противоречащих закону правовых актов прокуратурой осуществляется их изучение на проектной стадии.

Так, в минувшем году изучено 738 проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти, по результатам чего направлено 100 отрицательных заключений с указанием на несоответствие проектов либо их отдельных положений федеральному законодательству, в том числе с указанием на коррупциогенные факторы в 27 случаях.

Также изучено 1182 проекта муниципальных нормативных правовых актов, из которых 439 актов, разработанных представительными органами местного самоуправления, и 743 – исполнительными.

Отрицательные выводы сделаны в отношении 108 проектов, в которых установлены противоречия федеральному законодательству, коррупциогенные факторы и нарушения правил юридической техники.

К примеру, прокурором Билибинского района дано отрицательное заключение на проект постановления районной администрации «Об утверждении Стандарта антикоррупционного поведения муниципальных служащих муниципального образования Билибинский муниципальный район, и отмене некоторых нормативных правовых актов».

По результатам изучения проекта установлено, что его положения в нарушение Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» не предусматривали запретов на использование преимущества должностного положения муниципальных служащих для предвыборной агитации, действий в интересах политических партий, создание структур политических партий в органах местного самоуправления, прекращения исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора, вхождения в состав иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Замечания прокурора учтены при принятии муниципального нормативного правового акта.